В отличие от реальной жизни, в науке мы часто не можем просто руководствоваться здравым смыслом. Наши представления о том, как работает психика человека, должны быть проверены и подкреплены фактами.
Один из популярных методов такой проверки реальности является эксперимент. Он проводится для того, чтобы подтвердить или опровергнуть теоретические представления о каком-либо психологическом процессе. В психологическом эксперименте есть много особенностей, без учета которых будет трудно выяснить, действительно ли проверяемый процесс проходит именно так, как показал эксперимент.
В 1933 году С. Розенцвейг проанализировал ряд аспектов, которые могут повлиять на результаты эксперимента. Среди них были такие, как:
1. Мотивация испытуемого. В зависимости от того, с какими целями респондент (помочь науке, получить вознаграждение и другие) приходит на эксперимент, его мотивация будет влиять на прохождение исследования и на результаты;
2. Личность экспериментатора. Впечатление от того, кто проводит эксперимент, может непредсказуемо повлиять на исход эксперимента. Гораздо приятнее смотреть 300 проб с красными и зелеными треугольниками, если это делать в компании друга, однако полученные таким образом результаты могут значительно отличаться от других респондентов исследования, при этом нельзя будет точно сказать, что конкретно повлияло на результат - ваши психологические особенности или приятная компания.
Также на результаты эксперимента может повлиять личностная тревожность испытуемого или ситуация соревнования (которая не всегда может быть спланирована в ходе эксперимента).
Для того чтобы бороться с такими влияниями, как и в других областях (например, в медицине), используются такие методы, как:
1. Двойной слепой эксперимент, где есть две группы, экспериментальная и контрольная, которые получают одинаковые задания, а сам проводящий эксперимент не знает, кто из респондентов к какой группе относится. Самый популярный пример такого эксперимента - проверка экстрасенсорных способностей, где почти всегда результаты тестирования «экстрасенсов» не отличаются от результатов обычных людей;
2. Обман испытуемых. Да, в психологии разрешено и иногда даже необходимо обманывать! Но делается это обычно только перед экспериментальной процедурой, а в конце исследования испытуемым принято рассказывать, о чем на самом деле был эксперимент.
Далеко не во всех исследованиях прибегают к таким манипуляциям над состоянием респондента. Обычно это делается в тех случаях, когда психологические феномены сильно влияют друг на друга или подвержены социальной желательности. В других случаях, от вас требуется очень четкое понимание задачи и всего того, что с вами будет происходить, и недомолвки в этом случае будут, наоборот, играть против экспериментатора.