Продолжаем нашу ретроспективу исследований проходящего года нашим проектом, который посвящен изучению восприятия пейзажей.
В этом исследовании нашей команде было важно понять, какие пейзажи россияне предпочитают и какие факторы, в том числе связанные со зрительным поведением, могли повлиять на предпочтения в естественных сценах.
За основу в первую очередь мы брали исследования российских и японских коллег, которые показали несколько интересных закономерностей, говорящих о том, как россияне отличаются от других культур в восприятии пейзажей.
Вот одни из тех выводов, которые мы перепроверяли в нашем исследовании:
- Пейзажи с водными ресурсами, такими как, например, озеро или море, будут предпочитаться больше, чем пейзажи без них (например, ландшафты с горами или лесом);
- Экзотические пейзажи оцениваются как более привлекательные;
- Пейзажи из родных для респондентов мест будут оцениваться ими как более привлекательные.
В процессе проведения этого проекта мы попробовали разные методы, что позволило нам наиболее полно описать эмоции россиян при просмотре пейзажей на уровне как психики, так и физиологии.
В результате нашей работы мы не только подтвердили выводы, сделанные в литературе, но и вывели новые принципы взаимодействия субъективных оценок и движений глаз. Например, чем более экзотическим респонденты считали пейзаж, тем дольше они его рассматривали. Таким образом, интерес к экзотическим пейзажам не ограничивался только субъективной оценкой, но и проявлялся на уровне психофизиологии.
Благодаря человеческим и материальным ресурсам нашей лаборатории мы завершили данное исследование в довольно короткие сроки (от создания дизайна до завершения анализа результатов прошло около 5 месяцев), собрав при этом только в офлайн лаборатории больше 150 респондентов, а также уже успели представить его на двух международных конференциях - Cognitive Neuroscience 2023 в Екатеринбурге и WCPBS 2023 в Париже!