Айтрекинг и нейроэстетика: как мы смотрим на произведения искусства?
Задумывались ли вы о том, как именно мы взаимодействуем с произведениями искусства? На что обращаем внимание в первую очередь? Какие детали привлекают больше внимания? На эти и другие вопросы даёт ответы технология айтрекинга, показывая, куда направлен взгляд зрителя при созерцании шедевров искусства.

Недавнее исследование с использованием айтрекинга, изучавшее особенности эстетического восприятия картин испанского художника Франсиско де Сурбарана в графстве Дурхэм, выявило интересные закономерности.

Его результаты опровергли мнение о том, что зрители в первую очередь всегда смотрят на лица. Выяснилось, что информация о ценности произведения или его подлинности оказывает более сильное влияние на направление взгляда. Поэтому глаза зрителей могут быть направлены на области, имеющие более высокую смысловую значимость, чем лица изображенных людей.

Но оказалось, что иногда людям сложно запомнить информацию о произведении, особенно если она представлена слишком подробно. И более того, это может повлиять на их способность адекватно оценивать произведения искусства. Поэтому важно вовремя повторять те сведения об объекте искусства, которые могут понадобиться посетителям для его правильной оценки.

Похожие результаты были получены в исследовании, проведённом нидерландскими учеными в музее Ван Гога. Они обнаружили, что знания дополнительной информации могут изменить способ осмотра картины, побуждая зрителей сначала обращать внимание на менее заметные детали произведений искусства, а затем переходить к более выраженным элементам.

Если вы хотите узнать больше о том, как проходили эти исследовании, смотрите видео по ссылке: https://youtu.be/0_KaItdTkEM

Литература:
https://itmus.art/eye-tracking-van-goh-museum
Aesthetic appreciation and Spanish art: insights from eye-tracking | Request PDF (researchgate.net)